«Детские страхи, что это, и как с ними бороться».


Детские страхи

«Мы  не  мыши  мы  не  птахи,

мы  ночные  ахи страхи,

мы летаем, кружимся,

нагоняем ужасы, ужасы…»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО О СТРАШНОМ:

 — дети испытывают страх чаще, чем мы думаем. На каждый случай открытого выражения страха приходится много случаев страха скрытого.

— Родители тратят много сил, объясняя детям, как избавиться от страха, но редко принимают ощущаемый детьми страх. Дети обучаются загонять свои страхи глубоко внутрь себя, чтобы угодить родителям или не пугать их своими переживаниями. В последствии это может привести к неврозам, капризам, ухудшению поведения.

— Ребенок нуждается в том, чтобы все его страхи признавались, принимались, уважались. Только тогда, когда они рассматриваются, открыто, ребенок может обрести силу, достаточную для взаимодействия с окружающим миром, который временами пугает его.

— Некоторые страхи у детей становятся навязчивыми, превращаются в фобии, возрастают до такой степени, что усилия, предпринимаемые для того, чтобы избежать вещей или ситуаций, вызывающих страх, мешают жить.

— С детьми нужно разговаривать об их страхах.

— Иногда дети выражают свои страхи, не указывая на какой-либо предмет, с которым связан специфический страх. Превалирует неопределенная, недифференцированная тревога.

— Страхи, основывающиеся на фантазии, вполне реальны для ребенка.

— Часто бывает, что энергия гнева, подавлена и маскируется страхом.

— Страх очень часто проявляется в физиологических сдвигах, т.е. в нервных тиках, заиканиях, ассиметрии мышц спины (одно плечо выше другого), мышц лица и т.п.  Это может быть вызвано реакцией тела на страх.

Ярко иллюстрирует подобное состояние отрывок из произведения: «…Он застыл неподвижно, тело его напряглось, дыхание стало затрудненным….». Напряжение мышц и изменения дыхания, несомненно, могут рассматриваться как телесные признаки страха.

Детские страхи

Взрослеть! А может всё-таки не стоит…

Многие дети испытывают страх перед взрослением. Они как будто испытывают неопределенную, не на чем не основанную тревогу в отношении своего будущего.

Ниже приведены фразы, которые Мы все слышали или сами произносили в то или иное время: «Делай свою домашнюю работу! Разве ты не хочешь достичь чего-нибудь, когда вырастешь?», «В один прекрасный день ты будешь благодарить меня за то, что тебя научили этому», «Если ты сейчас не научишься, как вести себя, как ты сможешь работать, когда вырастешь?».

Это достаточно стандартный набор. Многие из нас, взрослых, всё еще живут в соответствии с предписаниями такого типа, которые слышали, когда были детьми.

Некоторым детям кажется, что когда они станут взрослыми, они не смогут достичь того уровня, которого от них ожидают. Как они сумеют соответствовать этим ожиданиям, если они уже сейчас чувствуют, что такого уровня им не достичь.

Важно позволить детям жить в настоящем, быть детьми. И родители в первую очередь могут помочь в этом своим чадам.

Если ребенок может начать видеть лучшую перспективу для себя (даже если родители этого не могут), он начинает чувствовать себя спокойнее, счастливее, меньше тревожиться и гораздо лучше справляться с делами своей детской жизни.

Для ребенка сумевшего принять себя таким, какой он есть сейчас, его место в жизни становится более определенным, а деятельность — продуктивной.

Дети часто видят вокруг себя взрослых, которые живут в беспокойстве и тревоге. Они видят мир хаоса, противоречий и неопределенности.

Хотя некоторые дети не могут дождаться того времени, когда они вырастут и почувствуют себя независимыми и самостоятельными, часто эти дети также тайно (а многие и более явно) испытывают страх перед тем, что их может ждать впереди. И в ваших силах сделать этот страх меньше.

Важно знать, с какого возраста растут страхи и что с ними можно сделать. Приведенная ниже классификация детских страхов, может облегчит процесс взаимодействия родителей и детей.

  • Легкие страхи – когда ребенок понимает, чего именно он боится. (Пр. собака огромная, а я маленький) Это проективный страх. Ребенок переносит (идентифицирует) себя на предмет.

Работа со страхом: попробовать показать ребенку этот страх. Самому с ним оказаться. Показать, что он безопасен. Постепенно работать с ним.

  • Страхи до 3-х лет.

С ними работать сложнее, т.к. ребенок может бояться парадоксальных вещей. К пр. тапочки, фартук, темнота.

Работа со страхом: попробовать поисследовать, попробовать (на ощупь, вкус). Если сильно боится, то сначала попробовать самому, показать, что не страшно (если это тёмная кладовая, зайти туда, рассказать как ТАМ). Потом, постепенно, ребенка присоединять к процессу изучения (если это та же кладовая, то изучать её пространство).

Если малыш боится темноты, то можно сначала изучать помещение с включенным светом, потом постепенно, когда ребенок привыкнет,  убирать свет.

  • Страхи до 1-го года.

Ситуации, в которых есть противоречия, т.е. ребенку страшно, а мама или папа говорить, что всё хорошо, всё в порядке. (К пр. госпитализация, укол и т.п.). Подобные ситуации вызывают противоречия у ребенка, с одной стороны страшно, а с другой, вроде говорят, что всё хорошо.

Подобные страхи могут проявляться в начальной школе, в виде плохого поведения (драки, непослушание, неуспеваемость и т.п.).

Как показатель: если ребенок говорит, что боится, но не знает чего именно, то это страх приобретен до 1 года.

Работа со страхом:  предложить сделать дифференциацию.

— Закрыть глаза, открыть на 1с., закрыть их.

— Что увидел? (пусть опишет)

— Теперь на 3с.

— Что увидел?

— Теперь на 10с. и т.д. постепенно увеличивать время. Пусть изучает.

Потом на слух, что услышал. Далее на ощупь.

После можно попробовать на вкус (фрукты, овощи и т.п.) с закрытыми глазами.

Таким образом, ребенок постепенно будет изучать окружающий мир, простраивать свои границы с миром (что очень важно для детей), это помогает ему убрать причину страха, а именно неизвестность.

Разнообразные ограничения, уход в себя,  к сожалению,  достаточно  обычны  в нашей повседневной жизни. Совершенно очевидно, что чем больше мы даем воли своим чувствам (даем им выход, а не копим их в себе) и отказываемся от неоправданных ограничений, тем больший самоконтроль, душевное равновесие и сосредоточенность мы начинаем ощущать.

А значит и в семье будет покой и порядок!

С уважением, Всеволод Турбин.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>