На протяжении всего времени, что я работаю психологом, имею малейшее отношение к психологии, постоянно обдумываю мысль: «Отношение людей к психологу, как специалисту у нас в стране, какое оно. Чем оно обусловлено». Из опыта работы и общения с людьми разных слоёв и профессий, проистекает один, не самый приятный для меня вывод, люди не доверяют данным специалистам. Это факт.
И всё же, хотелось знать наверняка, поэтому, во время учебы в институте, специально задался целью выяснить, что к чему, провёл исследование, посвященное отношениям людей к психологу, пониманию ими (людьми) сути этой профессии. Результаты исследования, 2010 года представлены ниже.
Анкетирование было проведено на базе Воронежского института экономики и социального управления. В опросе приняли участие 22 человека в возрасте от 17 до 22 лет, из них 3 парней и 19 девушек. Студенты ВПО факультетов «Психология», «Менеджмент организации», «Государственного и муниципального управления» дневное отделение.
Анкета содержала 25 вопросов. По основным пунктам (выясняющим непосредственно отношение респондентов к психологу) были получены следующие результаты.
Большая часть анкетируемых 19 человек (86,3%) никогда не обращались за помощью к психологу, 3 человек напротив (13,6%) хоть раз, но встречались с психологом. При этом на вопрос: «Если у Вас возникнет потребность в решении какой-либо проблемы, обратитесь ли Вы за помощью к психологу?» 6 человек (27,27%) ответили утвердительно, 15 респондентов (68,18%) ответили отрицательно, один человек не ответил на данный вопрос.
В пункте: «Как Вы считаете, психолог это нужная профессия (специальность)?» большинство респондентов 19 (86,3%) ответили утвердительно, 3-е опраши-ваемых, что составляет 13,6%, ответили отрицательно.
Одной из частей анкеты, было задание «Дать определение понятия психолог». По данному пункту анкеты были получены следующие результаты:
— девять респондентов определили психолога, как человека, который помогает. Помогает разобраться в себе, посмотреть со стороны на проблему, найти выход из сложившейся ситуации. В общем и целом помогает другому человеку
— четыре человека определили психолога, как профессионала обладающего соответствующими навыками и умениями;
— двое опрошенных считают, что психолог это советчик, человек раздающий советы;
— двое определили психолога, как человека знающего человеческие души, лекаря человеческих душ;
— один респондент определил психолога, как человека, который, прежде всего, выслушает;
— один опрашиваемый определил психолога, как человека без практики жизни решающий «проблемы» теорией, которая не понять для чего нужна;
— одни человек определил психолога, как мозгоправа;
— два респондента на вопрос кто такой психолог, не дали ответ.
По мнению респондентов, основной задачей психолога, является:
— помощь людям. Помощь в трудных ситуациях, в решении проблем. Так ответили двенадцать человек, что составляет приблизительно 54,55%;
— слышать и слушать, два респондент (≈ 9,09%);
— объяснить человеку, что он сам может справиться со своей проблемой, так ответил один респондент (≈ 4,55%);
— то, что психолог должен построить доверительное отношение с клиентом, понять суть проблемы и не дать клиенту уйти от него с негативным настроением и осадком, так высказался один человек (≈ 4,55%);
— сидеть и слушать проблемы клиента, один человек (≈ 4,55%);
— умение решить проблему человека, один человек (≈ 4,55%);
— подтолкнуть человека к решению сложной жизненной ситуации, один респондент (≈ 4,55%);
— оказание психологической поддержки, один опрашиваемый (≈ 4,55%);
— не ответил на данный вопрос, один респондент (≈ 4,55%);
— вправить мозги, один человек, (≈ 4,55%);
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в большинстве своем опрошенные респонденты относятся к психологу недоверчиво, хотя большинство считают данную профессию важной. При этом большая часть опрошенных имеет правильное представление о самой профессии, верно понимают основную задачу (назначение) работы психолога.
Подобные результаты могут свидетельствовать о том, что среди опрошенных респондентов образ психолога, как специалиста по работе с людьми, сформирован правильно, но нет доверия на межличностном уровне. Поэтому большое развитие данная специальность может получить чуть позже, когда психологи «завоюют» доверие людей.
Подводя итог данной статьи, хочу спросить только одно: «А где поставите запятую, Вы?»