Интересные люди — подростки.


Уверенность в себе является одним из важнейших качеств человека.  Чтобы комфортно жить, эффективно взаимодействовать с окружающим миром, нам нужно понимание,  чувство доверия к нему. И когда эти компоненты есть – нам хорошо. Жизнь прекрасна. Потеря этих составляющих приводит к печальным последствиям.

Недостаток уверенности в себе является частой причиной неуспеха многих взрослых людей, что уж говорить о детях, тем более о подростках. Недаром этот период жизни называют кризисным и относят к зоне риска. И это не случайно.

Подростковый возраст – период онтогенеза*, переходный между детством и взрослостью. Представители отечественной психологии  В.С.Мухина, Е.Е.Сапогова и др., чаще всего подростковый возраст называют «отрочество» и относят к среднему школьному возрасту, нижняя граница которого колеблется от 10 – 11 лет и верхняя граница до 14-15 лет.Подростки, teens

Что же происходит?

Ведущая потребность — общение. Поэтому школа, для ребят в первую очередь, место, где можно пообщаться и лишь потом, место, где учат.

Задачи данного периода:

1) Построить систему своих ценностей.

На этом фоне происходит резкое отторжение ценностей родительской семьи, общества и других социальных систем. Явление временное, зачастую, по прошествии времени, ребенок включает в свои принципы, ценности своей семьи. Возможно не все, но некою часть.

2) Научиться самостоятельно принимать решения.

Важный этап, так как, ранее, все основные решения принимались взрослыми, и естественно для подростка уровень ответственности был совершенно иной. Жизненные реалии требуют от людей самостоятельности, поэтому, чтобы подросток сформировался в целостную, развитую и успешную личность, ему требуется научится брать ответственность на себя, а следовательно уметь принимать решения, важные и не очень. Купить или сэкономить, пойти погулять или выспаться, прийти во время, куда пойти учиться.

3) Освоить различные социальные роли.

В данный период, подростки осваивают разные роли и статусы в обществе. Лидер, помощник, лентяй, ответственный, пробуя ту или иную роль, они получают опыт, который в дальнейшей жизни поможет лучше адаптироваться в социуме (работа, семья) быстрее и менее болезненно включится в процесс.

О сложностях и особенностях.

Сложности можно разделить на «внутренние» и «внешние».

К внешним можно отнести:

  • уважение и раздражение.

С одной стороны уважение к взрослым, как старшим и любимым, при этом и раздражение на них же, за попытки учить, контролировать.

  • Нарушение социальных норм и правил.

Как попытка понять, прочувствовать границы. Что можно, что нельзя. Опасно или нет.

  • Отвержение родительских установок и взглядов на жизнь.

Данный пункт мы уже рассматривали выше.

  • Школа как место встречи и общения, а не учебы;

К внутренним относятся:

— физиологические изменения (быстрый рост, изменение тела).

— Важно соблюдение границ их пространства (комната, гардероб) как со стороны взрослых, так и со стороны подростков.

— Начиная с 11-12 лет появляется самооценка. Подростки начинают выделять себя, как отдельную часть этого мира, а соответственно оценивать.

— Быстрая изменчивость. В поведении, как и во всех остальных проявлениях, нет золотой середины, постоянный переход из крайности в крайность. Ярой иллюстрацией этого является настроение, сейчас превосходное, веселое, через час — мир «ужасен».

— Неполная ответственность. Хотят и ведут себя как взрослые, при этом еще не умеют и не хотят брать ответственность на себя.

— Разговоры о неприятных вещах (смерть, насекомые, скелеты) как скрытое желание сепарации**.

     Таким образом, видно, что у подростков нет единой картины мира, есть лишь отдельные части, которые они собирают, как пазл, в цельный образ. Получается по-разному, кто-то быстрее, кто-то медленнее.

    Итог один, этот этап очень сложный, множество изменений, как внутренних, так и внешних, требуют колоссальных вложений, эмоциональных, физических. Поэтому, сколь сильными и самостоятельными они бы не старались казаться и быть взрослыми, им нужна помощь, которую, в первую очередь можете оказать именно вы — родители, эта поддержка может проявляться по-разному, будь то бутерброды сделанные с собой, либо, доверие, с которым вы отпускаете своё чадо на концерт с друзьями, в любом случае она важна.

     Возможные рекомендации по взаимодействию (для родителей и просто окружающих) и по работе (для психологов) с подростками.

Рекомендации родителям:

1) Поддержка. Подросткам важно чувствовать, что их любят, какие события не происходили бы. Как бы они не старались казаться взрослыми, им так же важно чувствовать себя детьми, знать, что есть место, где они еще «маленькие».

2) Дружба. Подросткам важно видеть и чувствовать рядом друга, а не родителя. Так они лучше воспринимают информацию. Если в 5-7 лет соотношение друг/родитель 10%/90%, то в 15-17 всё наоборот 80%/20%.

3) Границы. Как бы они не старались нарушать границы, ваша задача их соблюдать. Если вы не выдержите, они сядут на шею, так что здесь стоит набраться терпением. Если же они нарушают, разработать вместе с ними меру наказания, при этом всё равно придётся продолжать держать условия именно вам.  Если это удастся, они (не смотря на внешние проявления) внутренне будут вас уважать!

4) Уважение. Подростки хотят, чтобы с ними считались, обходились, как со взрослыми. Мудрый родитель возьмёт это на вооружение и сможет использовать это себе во благо.

Рекомендации психологам:

1) Работа в группах. Подросткам легче раскрыться и решать свои задачи (проблемы) среди сверстников.

2) Относиться к ним как ко взрослым. Им важно знать и понимать, что их замечают, и слышат.

3) Поддерживать. Им важно чувствовать, что они не одни, что рядом есть люди, которым можно довериться.

4) Ресурсы. Показать, что у них есть ресурсы (внутренние, внешние) и научить видеть их и пользоваться ими.

* Онтогенез —  индивидуальное развитие человека.

** Сепарация, отделение (Separation) термин, обозначающий уход от объекта или прекращение с ним каких-либо отношений. В психоаналитическом смысле сепарация представляет собой процесс, входящий в структуру сепа­рации-индивидуации, благодаря которому индивид приобретает чувство себя как са­мостоятельной и независимой от объекта целостности. Способность к сепарации является важным компонентом развития каждого индивида…

P.S.

Часто слышу вопрос: «Можно ли пройти данный этап спокойно? Без бурных переживаний». Ответ: «Нет». Некая бесшабашность является нормой для данного периода, поэтому запаситесь терпением уважаемые родители, и помните, вы им нужны.

Терпение, patience

С уважением Всеволод Турбин.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>