Главное не молчать!


Главное не молчать

Главное не молчать!

   Очень много написано про взаимоотношения родителей и детей, достаточно  информации о конфликтах, о семье в целом. При всем при этом, к сожалению, мало говориться о … молчании.

   Сложно встретить семью, в которой всё идет гладко; скандалы, ссоры, обиды – это всё реалии наших дней, без которых, увы, никуда. Но каким образом это всё проживается? Хорошо если эти ситуации объясняются и приходят к логическому итогу. А как же быть, когда повисает неловкая тишина? В тот момент, когда что-то не так, и все это чувствуют, но на поверке всё как бы «хорошо».  А что там, внутри? Что происходит? Сложно всем. И родителям, которые жалея детей, умалчивают о своих чувствах. И детям, которые чувствуют, что, что-то не так, но не знают, что делать и как выразить свои чувства. Иногда разговор просто избегается, и тогда молчание становится равносильно муке.

   Подобная ситуация, сложная для детей в принципе. И если более старшим (от 12 лет и выше) пережить её проще т.к. они уже взрослее и более сепарированы1 (т.е. отделены от родителей эмоционально), то младшим (8-11 лет) гораздо сложнее, потому что эмоциональная связь «малышей» с родителями еще сильна, и молчание как бы обрубает эту связь.

  Усугубляется обстановка еще и тем, что родителям сложно возвращаться в неразрешенную проблемную ситуацию, а разговоры и слезы детей поневоле напоминают о проблеме, поэтому от родителей часто можно услышать такие фразы: «Не плачь!», «Ты должен быть сильным!», «Это не твое дело» и т.п. Желая спасти себя и при этом «не ранить» ребенка, взрослый понемногу делает хуже.

   К чему это может привести? В природе так заведено, что пустота рано или поздно чем-то заполняется, так же происходит и с ребенком. Пустота, возникающая во время молчания, заполняется страхами, неуверенностью в себе, озлобленностью, поисками причин и поисками виноватых (зачастую дети начинают виниться себя!). И чем дольше это всё копится, тем отчетливее проявляется вовне. Меняется ситуация в школе (оценки, отношения с одноклассниками и учителями), появляется агрессия к окружающим, капризы, частая смена настроения, истерики сопровождающиеся сильными эмоциями, слезами и криками, которые очень тяжело остановить. Таким образом, ребенок хоть как-то пытается обратить внимание на себя и на ситуацию, в которой он оказался зачастую не по своей воле.

   Что же делать? Для ребенка в этом возрасте (8-11 лет) важно принятие со стороны взрослого. Принять, значит, как минимум заметить, увидеть, услышать. Поговорить по душам, возможно, поплакать вместе. Объяснить, что происходит, что причина не в нем, а совершенно в другом. Разрешить ребенку чувствовать и проявлять свои чувства. Это конечно сложно и не означает, что всё изменится и проблема уйдет, но что-то изменится. Вы станете ближе и понятнее друг для друга. И уже будет легче и Вам и ребенку.  Поэтому, пожалуйста, не молчите — ГОВОРИТЕ!

  1. Сепарация, отделение (Separation) Термин, обозначающий уход от объек­та или прекращение с ним каких-либо от­ношений. В психоаналитическом смысле сепарация представляет собой процесс, входящий в структуру сепа­рации-индивидуации, благодаря которому индивид приобретает чувство себя как са­мостоятельной и независимой от объекта целостности. Способность к сепарации является важным компонентом развития каждого индивида…

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>